воскресенье, 17 июня 2012 г.

В. Н. Топоров: Петербург и «Петербургский текст русской литературы»

I. Петербургская идея русской истории.
Петербург — Москва

И призрачный миражный Петербург («фантастический вымысел», «сонная греза»), и его (или о нем) текст, своего рода «греза о грезе», тем не менее принадлежат к числу тех сверхнасыщенных реальностей, которые немыслимы без стоящего за ними целого и, следовательно, уже неотделимы от мифа и всей сферы символического. На иной глубине реальности такого рода выступают как поле, где разыгрывается основная тема жизни и смерти и формируются идеи преодоления смерти, пути к обновлению и вечной жизни. От ответа на эти вопросы, от предлагаемых решений зависит не только то, каковою представляется истина, но и самоопределение человека по отношению к истине и, значит, его бытийственный вектор.


Именно поэтому тема Петербурга мало кого оставляет равнодушным. Далекая от того, чтобы быть исчерпанной или окончательно решенной, она характеризуется особой антитетической напряженностью и взрывчатостью, некоей максималистской установкой как на разгадку самых важных вопросов русской истории, культуры, национального самосознания, так и на захват, вовлечение в свой круг тех, кто ищет ответ на эти вопросы. Прорыв к этой более высокой реальности, вводящий в действие новые энергии, в случае «иного» Петербурга осуществляется или с помощью интуитивного постижения целого, или путем вживания в усваиваемые себе образы Петербургского текста, все время соотносимые с самим городом, с «этим» Петербургом, но не отвлеченно, а конкретно — hic et nunc. Петербургский текст, представляющий собой не просто усиливающее эффект зеркало города, но устройство, с помощью которого и совершается переход a realibus ad realiora, пресуществление материальной реальности в духовные ценности, отчетливо сохраняет в себе следы своего внетекстового субстрата и в свою очередь требует от своего потребителя умения восстанавливать («проверять») связи с внеположенным тексту, внетекстовым для каждого узла Петербургского текста. Текст, следовательно, обучает читателя правилам выхода за свои собственные пределы, и этой связью с внетекстовым живет и сам Петербургский текст, и те, кому он открылся как реальность, не исчерпываемая вещно-объектным уровнем.


Целиком работу Топорова В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» читайте здесь.

10 комментариев:

  1. Такая мощная энергетика у этого города, однажды захватит и не отпустит уже...

    ОтветитьУдалить
  2. И всегда ощущение какой-то тайны и недосказанности...

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересно, непременно почитаю полностью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень. Если есть такая возможность - обязательно прочти.

      Удалить
  4. А вы бы остались там жить? Я свой Киев ни на что не променяю. Прикипела.

    ОтветитьУдалить
  5. Я была в Петербурге ещё в школьные годы, но навсегда осталась им очарована. Обязательно когда-нибудь повезу туда своих детей, пусть очаруются им так же, как я)))

    ОтветитьУдалить